Название «антифриз» закрепилось за автомобильной охлаждающей жидкостью, поскольку она замерзает при температуре значительно ниже нулевой. Такие вещества созданы на основе смесей этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, спиртов, а также некоторых других компонентов в сочетании с водой. Добавление антифриза позволяет избежать поломки деталей при расширении воды при замерзании.
Применяемые охлаждающие вещества характеризуются низкой температурой начала образования кристаллической фазы и при замерзании способствуют переходу жидкостей в кашеобразную массу, что исключает повреждение деталей мотора и обеспечивает работу во всех режимах. В процессе использования антифризов важной характеристикой остается температура замерзания.
Наличие этиленгликоля и присадок позволяет добиться высоких антикоррозионных, антикавитационных, антипенных и флуоресцентных свойств антифриза. Поскольку этиленгликоль не только предотвращает замерзание, но и способствует повышению температуры кипения жидкости, то при жаркой погоде также имеет определенную ценность.
Для придания антифризам определенного цвета в вещество добавляют красители, что никак не влияет на характеристики жидкости и выполняется по договоренности производителей и заказчиков. В зависимости от предъявляемых требований возможно использование самых разных красителей для одной и той же охлаждающей жидкости. По наличию антикоррозийных присадок различают карбоксилатные, гибридные и традиционные антифризы.
В составе традиционных антифризов ингибиторы коррозии представлены неорганическими веществами: силикатами, фосфатами, боратами, нитритами, аминами, нитратами, а также различными их сочетаниями. Для обозначений таких жидкостей используют термины «Traditionalcoolants» или «Conventionalcoolants». При первой заправке автомобиля традиционные антифризы не применяют, да и вообще их использование ограничено.
Это объясняется тем, что срок службы, входящих в состав неорганических ингибиторов, остается небольшим — до двух лет. К тому же эти вещества нельзя использовать при высоких температурах (выше +105°С). Введение в состав силикатов приводит к появлению на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения силикатного слоя, ухудшающего теплообмен и снижающего эффективность отвода тепла от мотора. К традиционным антифризам относят «Тосол» и его различные варианты.
В гибридных антифризах содержатся как органические, так и неорганические ингибиторы, включая силикаты и фосфаты. Для обозначения этих жидкостей используют термин «Hybridcoolants».
Карбоксилатные антифризы включают ингибиторы коррозии, в основе которых используют органические (карбоновые) кислоты. Иностранные источники приводят такие обозначения, как «OAT coolants» (OrganicAcidTechnology). Для карбоксилатных ингибиторов характерна адсорбция лишь в местах появления коррозии с образованием защитного слоя толщиной до 0,1 микрона. Антифризы этого вида можно использовать в течение не менее пяти лет. При этом такие охлаждающие жидкости исключают появление коррозии, кавитации и обеспечивают оптимальные условия для охлаждения мотора.
К международным стандартам можно отнести следующие:
Жидкости, которые соответствуют вышеперечисленным стандартам, в любом случае обеспечивают хотя бы минимальные условия для эффективного отвода тепла. Производители в инструкциях все больше указывают и новые допуски, такие как VW TL 774D (G12) для VW, 325.3 для MB, Тype D для Renault и Ford. Среди наиболее известных антифризов можно отметить ВS 6580 (British Standard), а также G11, G12, G12 Plus, G12PlusPlus (VW).
Антифризы G11 и ВS 6580 очень схожи. В составе этих веществ не содержатся нитриты, фосфаты, бораты и амины. Минимальное количество фосфатов, силикатов и боратов снижает уровень накипи, повышает срок эксплуатации уплотнений водяных насосов и исключает появление кавитационной коррозии. Количество нитритов ограничено в связи с взаимодействием этих веществ с аминами, которое приводит к образованию токсичных соединений, в том числе и канцерогенов, провоцирующих развитие онкологических заболеваний.
Использование G11 предусмотрено на автомобилях, выпущенных до 1996 года, с алюминиевыми и другими типами радиаторов. Замена при соотношении 1:1 производится не реже одного раза в два года. В составе таких антифризов предусмотрены синие, зеленые или желтые красители.
В охлаждающих жидкостях G12 (VW — VW TL 774D) не содержатся соли кремния (силикаты), присутствие которых приводит к коррозии цветных металлов. Благодаря этому замена антифризов возможна один раз в четыре—пять лет (соотношение 1:1). Использовать такие охлаждающие жидкости можно в системах автомобилей, выпущенных в 1996–2001 годах. В состав антифризов вводят красители красных оттенков (розовый - фиолетовый). Смешивать G12 и G11 не рекомендуется.
Охлаждающие жидкости G12 Plus имеют допуск VW — VW TL774F(G12 Plus) и используются в системах автомобилей, выпущенных после 2001 года. В состав этих антифризов не входят нитриты, фосфаты, бораты, амины и силикаты. В жидкости добавляют розовый (красный) краситель. При необходимости G12 легко смешиваются с BS, G11.
Антифризы G12PlusPlus изготавливают с использованием «лобридных» или «биполярных» технологий. В состав включены присадки с органическими ингибиторами, а также кремниевые соединения. Такие антифризы имеют температуру кипения около +135° C , что просто необходимо для современных моторов. В состав вводят ярко-красные красители. Возможно смешивание с жидкостями G11, G12 и G12 Plus.
«Тоcол» представляет собой незамерзающую охлаждающую жидкость, которая была разработана еще в советское время. Хотя сейчас под этим названием многие подразумевают вообще все жидкости для систем охлаждения. Антифризом в «Тосоле» выступает этиленгликоль. Название происходит из аббревиатуры «ТОС», что означает «Технология органического синтеза» с добавлением окончания «-ол» для обозначения присутствия спиртов (этанол — этиловый спирт, этан-1,2-диол — этиленгликоль и т. д.).
Тосол используют в системах охлаждения независимо от времени года при определенных для каждой марки температурах. Цифры 40 и 65 в маркировке указывают температуру начала замерзания. Минимальное значение в системе с этиленгликолем и водой — около −70 °C.
В охлаждающую жидкость «ТОСОЛ-40» добавлены зеленые или голубые красители, что позволяет точно определить уровень в расширительном бачке. Кроме того, цветовые отличия позволяют обнаружить потеки. В случае снижения эксплуатационных свойств жидкости цвет «Тосола» будет изменяться. Если в антифриз не добавлять красители, то он будет бесцветным, хотя на свойствах это совершенно не скажется.
При выборе охлаждающих жидкостей ошибкой будет разделение по цвету, хотя именно так и делает подавляющее большинство водителей, приобретая «Тосол», «желтый», «зеленый», «красный» или «фиолетовый» антифриз. Намного эффективней обратить внимание на состав и совместимость приобретаемой жидкости с уже заправленным в систему охлаждения антифризом.
Выбирая различные марки, необходимо учитывать некоторые важные моменты. Заправка G12 после G11 или Тосола приведет к необходимости удаления уже имеющейся защитной пленки, что значительно снижает эффективность теплооотвода. Кроме того, замену придется производить через три года. Использование G11 или тосола после G12 приведет к немедленному прекращению действия последнего. Все это делает необходимым применение желательно одной марки охлаждающей жидкости.
Вышеназванные вещества нельзя смешивать. Для этих целей подходит только G12 Plus, состав которого аналогичен G12. В этом случае смешивание приведете только к уменьшению срока службы до трех лет. Хотя, конечно, в общем случае при смешивании получают вполне приемлемые результаты.
текст подготовлен специально для autoprime.com.ua
info@autoprime.com.ua
(097)760-80-88
(095)448-06-06
(057)755-69-03
(057)719-46-06